Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


3.
«Живой» счетчик. Начиная с 1987 года американские компа¬нии, занимающиеся подсчетами количественного состава ау¬дитории людей, стали использовать более современные мето¬ды, чтобы точнее подсчитывать радиослушателей и телезри¬телей. В доме, подключенном к сети исследования, каждый член семьи имеет собственную кнопку, которую нажимает, когда смотрит телевизор. Счетчик фиксирует, кто в семье и какую именно программу смотрит, а информацию об этом по¬сылает по телефонным линиям в главный компьютер. Счет¬чик людей используется также при маркетинговых исследо¬ваниях, чтобы по его сообщениям судить о покупательском поведении, а затем устанавливать соотношения между покуп¬ками и просмотром телепередач. Не удивительно, что людям надоедает включать и выключать кнопку и соблюдать иные правила, например, информировать с помощью определенной технической системы, когда в комнату вошел ребенок, не спо¬собный самостоятельно и своевременно нажимать кнопки. Возникают и другие неудобства, в частности, когда в квартире имеется несколько телевизоров, и т.д.
4.
Телефонное интервью. К этому методу прибегают во время трансляции определенной программ, или сразу же по ее окон¬чании, чтобы выяснить размер и состав ее аудитории. Более
286
распространенным является телефонный опрос в момент, ко¬гда определенная передача еще в эфире. Но и тут возникает ряд проблем. Автоответчики, настойчивое вмешательство специалистов по телемаркетинговым исследованиям, которые часто надоедают людям и вынуждают их не обращать внима¬ния на телефонные звонки, существенно снижают репрезента¬тивность выборки и надежность использования метода теле¬фонного опроса.
Приведенные выше методы изучения читательской аудитории, слушателей и зрителей нередко используются пиэрменами, чтобы оценить ход реализации своих программ. Подчеркнем, именно «ход реализации». Однако такие исследования еще не способны предста¬вить полную картину того, какое же именно влияние оказало в дейст¬вительности выполнение ПР-программы на целевые группы аудито¬рии. Поэтому особое значение имеет выяснение результатов выпол¬нения программы.
Оценка результатов выполнения ПР-программы
Специалисты по паблик рилейшнз обязаны не только стремиться сделать свою работу результативной, но и должны строго измерять достигнутое. Исследования свидетельствуют, что в преобладающем большинстве случаев пиэрмены заявляют о невозможности отыскать формальные показатели, которые бы помогали измерять возвращение средств, затраченных на коммуникацию (систему общения). Но по¬добные заявления не устраивают руководителей организаций, кото¬рые вкладывают деньги в развитие сферы паблик рилейшнз.
Современные менеджеры постоянно подчеркивают, что коммуни¬кация больше не может считаться эффективной на том лишь основа¬нии, что печатные сообщения красиво смотрятся и легко читаются. Она станет эффективной только тогда, когда будет влиять на стрем¬ления собственных служащих выполнять производственные задания организации, когда это влияние будет наглядно доказано. Другими словами, как уже говорилось, пиэрмены должны пользоваться такими же надежными показателями, какими пользуются остальные функ¬циональные подразделения организации.
287
Оценка результатов выполнения ПР-программы призвана доку¬ментально доказать, в какой степени реализованы цели по отноше¬нию к каждой группе приоритетной общественности, предусмотрен¬ные общим планом программы. Говоря о целевом планировании в сфере паблик рилейшнз, мы подчеркивали, что основное место тут отводится целям влияния, среди которых — цели информационного порядка и цели в области установок и поведения.
Оценивая результаты выполнения ПР-программы, прежде всего следует выяснить, что именно люди запомнили из тех сообщений, ко¬торые распространялись организацией при воплощении программы в жизнь. Ведь после того, как были установлены количество, частота, каналы экспонирования сообщения и число людей, которые узнали (или могли узнать) о содержании сообщения, поняли его, абсолютно логичным шагом является оценка удержания сообщения в памяти людей, количества тех, кто запомнил его содержание. В большинст¬ве случаев ПР-программы преследуют цель распространить инфор¬мацию для того, чтобы поднять уровень знаний представителей целе¬вых групп общественности о проблеме, ее осмысление и понимание. Уровень осведомленности о проблеме часто становится решающим фактором, воздействующим на заинтересованность и мотивацию лю¬дей, что в свою очередь побуждает их к действию. Независимо от то¬го, откуда люди получили информацию об организации, эта инфор¬мация оказывает влияние на общественность, а значит, и на взаимо¬действие организации с нею.
Безусловно, очень важно знать, из каких именно источников люди получили информацию об организации. Возможно, этим источником окажется конкурирующая организация и ее средства информации. Но, как бы там ни было, уровень информированности людей, осмысление ими проблемы и ее понимание (даже под углом зрения конкурента) нужно сначала досконально изучить, а потом уже прибегать к коррек¬тирующим мерам. Чтобы обнаружить изменения, происходящие в содержании и характере информированности и знаний людей, нужно с определенной периодичностью проводить сравнительные исследо¬вания одной и той же группы людей или контрольной группы, не от¬носящейся к числу целевых групп организации.
Например, можно попытаться развернуть информационную про¬грамму, направленную хотя бы на то, чтобы повысить уровень знаний некоторых групп людей о конкретных способах экономии тепла и
288
энергии. Эффективность такой информационной программы можно оценить с помощью сравнительных исследований, проводимых среди двух отобранных групп домовладельцев. Первой будет та группа, ко¬торая получила информацию о методах экономии тепла, а вторая, не получившая этой информации, будет «контрольной группой». Такое сравнение можно осуществить и другим путем: изучая одну и ту же группу домовладельцев — первый раз до сообщения им информации об экономии тепла, второй раз — после ее сообщения. Затем данные обоих исследований сравниваются между собой и оценивается эф¬фективность влияния информации. Исследования подобного рода ис¬пользуются и для оценки изменений в общественном мнении и уста¬новках людей.
Для организации, осуществившей информирование общественно¬сти, важно выяснить, сколько людей изменили свое мнение о ценности сохранения тепла. Те же исследования, проводимые для оценки изме¬нений в информированности, осмысленности и понимании пробле¬мы, можно использовать для того, чтобы определить, повлияла ли программа на склонности людей. Разумеется, при этом потребуются дополнительные вопросы, поскольку повышение уровня информиро¬ванности и изменения в общественном мнении отличаются по содер¬жанию и часто независимы друг от друга по результатам. Аналогично изменения в мнениях по поводу некой специфической проблемы не всегда отражают изменения в более фундаментальных установках людей.
Более высоким уровнем оценки выполнения ПР-программы явля¬ется определение количества людей, изменивших свои установки. В главе, посвященной общественному мнению, уже говорилось, что ус¬тановки — это устойчивая, не зависящая от конкретной ситуации склонность. Установки формируются на основании длительного жиз¬ненного опыта, поэтому, чтобы изменить их, необходимы, как прави¬ло, долговременные и мощные по силе воздействия усилия. Отнюдь не всегда высказывания людей при определенных обстоятельствах могут служить доказательством проявления их установки. Обратив¬шись к той же программе информирования о сохранении тепла, отме¬тим: если владелец дома пришел к выводу, что дополнительная тепло¬изоляция чердака поможет снизить плату за использование энергоноси¬телей, то это вовсе не обязательно будет означать, что с точки зрения его ценностных установок он является поборником «экономии энер- ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz