Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


4.
Выборка, сформированная путем кластерного отбора
Кластерный отбор выборки предусматривает сначала разде¬ление населения на небольшие однородные подгруппы (кла¬стеры), а потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов. Такие выборки часто называются территориальными, когда, например, с це¬лью изучения общественного мнения проводится опрос изби¬рателей различных частей избирательного округа,
Неслучайный (квазислучайный) отбор.
Подобного типа выбор¬ки делятся на две разновидности: пригодные и квотные.
1.
Пригодные выборки. Их еще называют выборками по прин¬ципу «воспользоваться удобным случаем». Это преимущест¬венно неструктурированные, несистематизированные выбор¬ки, рассчитанные на то, чтобы уточнить мнение или точку зрения. Пригодными выборками широко пользуются журна¬листы, когда берут интервью у людей на улице. В практике паблик рилейшнз к такой разновидности угодных выборок относятся фокус-группы. В их состав обычно входят от 8 до 12 человек, под руководством координатора (модератора) углуб¬ленно обсуждающие определенную тему. (О фокус-группах речь пойдет ниже.)
2.
Квотные выборки (их еще называют целевыми) предостав¬ляют исследователю общественного мнения возможность по¬добрать респондентов по определенным характеристикам, на¬пример, когда нужно выяснить установки определенного ко¬личества женщин, мужчин, представителей отдельных рас, национальных меньшинств, имущественного состояния и т.д. Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения. Преимущество квотной вы¬борки заключается в том, что с ее помощью можно добиться большей однородности исследуемой выборки, усилив тем са¬мым надежность исследования. Правда, с помощью данной разновидности выборок на основании только одной или двух дискретных демографических характеристик очень сложно
176
классифицировать людей, у которых берут интервью. Напри¬мер, интервьюируемый может одновременно быть украинцем, католиком, мужчиной в возрасте до 25 лет, членом профсоюза и т.д., что делает демографическую демаркацию слишком расплывчатой.
Анкета
Прежде чем разработать и написать анкету, необходимо опреде¬лить для себя цель исследования и метод, который будет использован. Затем следует подумать над построением анкеты. При этом жела¬тельно придерживаться таких правил:
1.
В анкету необходимо включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Следует помнить, что анкеты, с помощью которых «экзаменуются» респонден¬ты, отнимают у них время. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Единственный способ за¬дать сжатые вопросы — это знать заранее, что именно нужно выяснить с помощью каждого из них.
2.
Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует напи¬сать вступление. Во вступительной части необходимо разъяс¬нить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальной информацией.
3.
В анкете желательно пользоваться структурированными, за¬крытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее, поскольку они не требуют от рес¬пондента длительных раздумий. Такие вопросы, как правило, предусматривают сходство ответов типа «весьма удовлетво¬рен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «совершенно не удовлетворен». Не следует увлекаться закрытыми вопросами, в которых предлагается ответ «да» или «нет». Очень осторож¬но следует обращаться с вариантами ответа типа «трудно ска¬зать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибег¬нут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz