Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


лил четыре исторические модели последовательного развития и рас¬ширения функций паблик рилейшнз:
1. Пресс-посредническая модель, или «паблисити». Эта модель известна очень давно. Аналогом ее является первый этап становле¬ния паблик рилейшнз как профессиональной системы в США, охва¬тывающий период XIX столетия, когда главной целью занимавшихся такой работой была пропаганда той или иной организации, произво¬димой ею продукции и оказания услуг всеми возможными способа¬ми. Типичным примером использования такой модели ныне можно считать рекламирование коммерческой организации, банка, стиму¬лирование распродажи товаров и пр. Подобная активность, как пра¬вило, ограничивается односторонней коммуникацией и направлена на оказание помощи организации в контролировании тех групп об¬щественности (в данном случае потребителей, клиентов), от которых зависит ее работа. Ясно, что в таких условиях организация далеко не всегда сообщает о себе всю правду.
2. Модель, подчиненная информированию общественности. Та¬кой подход получил развитие на втором этапе становления профес¬сиональных связей с общественностью в США (1900—1939 гг.), ко¬гда специализированные службы паблик рилейшнз стремились пре¬доставлять населению как можно более правдивую и точную инфор¬мацию. Он и сегодня используется государственными учреждения¬ми, общественно-политическими организациями, ассоциациями и некоммерческими структурами. В данном случае пиэрмены выпол¬няют функции «собственных корреспондентов». Они стремятся учи¬тывать интересы и организации, и всей общественности, то есть быть представителями общих интересов.
3. Двусторонняя асимметричная модель. Такой подход призван прежде всего защищать интересы учреждения или организации. Здесь связи с общественностью используются для того, чтобы заста¬вить публику согласиться с точкой зрения организации или учрежде¬ния. Обратная связь используется в основном в манипуляционных целях, то есть для того, чтобы выяснить отношение общественности к организации и отыскать пути укрепления этого отношения в пользу организации. В условиях высокоразвитого и высококонкурентного рынка эту модель используют, как правило, коммерческие фирмы.
4. Двусторонняя симметричная модель. При таком подходе уч¬реждение или организация стремятся установить деловые отношения со «своей» общественностью, приемлемые для обеих сторон. В дан-
40
ном случае цель паблик рилейшнз заключается в достижении взаи¬мопонимания между руководством организации и общественностью, влияющей на данную организацию. Тут уже нельзя организацию рассматривать как источник, а общественность — как потребителя информации. Наоборот, обе стороны воспринимаются как группы, достигшие взаимосоглашения (см.: Grunig James. What Kind of Public Relations do you Practice? New Theory of Public Relations Present Four Models // Pr Reporter: Purview. — 1984, April 9. — Vol. 27. — P. 1).
Как социальный институт современные паблик рилейшнз предла¬гают организациям и общественности различные пути согласования общих интересов для преодоления трений и предотвращения нера¬зумных действий. Опытные специалисты по паблик рилейшнз спо¬собны стимулировать широкое социальное мышление, помогая ру¬ководству организаций осознать их социальную миссию в обществе. Нынешние паблик рилейшнз призваны вооружать руководителей разнообразными и глубокими знаниями о современном обществе, помогая им правильно формулировать цели и видеть перспективы развития.
Выполняя эти функции, паблик рилейшнз способствуют осозна¬нию всеми институтами общества — государственными и общест¬венными, политическими и хозяйственными, благотворительными и сугубо коммерческими — социальной ответственности перед обще¬ством, нынешними и будущими поколениями людей.
Паблик рилейшнз функционируют во всех сферах жизни общест¬ва, поскольку их принципы отражают важнейшие человеческие стремления: быть всем понятными, открытыми для широкого со¬трудничества в атмосфере взаимной благожелательности. В своей практической деятельности институт паблик рилейшнз как раз и формализирует эти стремления.
Требования к личным качествам специалистов по паблик рилейшнз
Поскольку паблик рилейшнз являются комплексной дисципли¬ной, широко использующей и интегрирующей данные многих соци¬альных и гуманитарных наук, от специалистов, занимающихся свя¬зями с общественностью, требуется немало умений и навыков. Что¬бы эффективно выполнять свою работу, пиэрмену-профессионалу нужно быть способным исследователем, инициативным лидером,
41
мудрым советником, осуществлять перспективное планирование, обучать других и общаться с различными аудиториями. Он должен нестандартно подходить к разрешению сложных проблем, приспо¬сабливаться к необычным ситуациям и выдерживать огромное на¬пряжение.
Решение сложных проблем, ориентация в критических ситуациях зачастую требуют коллективного труда, умения работать одной ко¬мандой, терпеливого отношения к различным точкам зрения. Пиэр¬мен, прислушиваясь к разнообразным мнениям, окончательное ре¬шение должен принимать самостоятельно. Для него очень важно умение заставить людей поверить в возможность разрешения слож¬ной проблемы. В критических и быстротекущих ситуациях члены организации обращаются за советами и рекомендациями в первую очередь к пиэрмену-профессионалу. Не только по должности, но и благодаря личным качествам он должен пользоваться уважением и абсолютным доверием, заслужить которые может лишь откровен¬ный, способный критически оценивать ситуации человек. Ему нуж¬ны смелость и решительность, чтобы избегать любых попыток утаи¬вания фактов, даже если это не по душе руководству.
Патриарх науки и практики паблик рилейшнз в Америке Э.Бернайз, например, выделял 11 личностных качеств, необходимых специалистам по паблик рилейшнз:
1. Сильный характер, честность и прямота.
2. Здравый смысл и логичность суждений.
3. Способность творчески и нестандартно мыслить. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz