Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе кампании всех возможных, каналов влияния на общест¬венное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.
Такие подходы к связям с общественностью, к более эффектив¬ному общению с населением оказались намного результативнее дей¬ствий метрополии, полагавшейся не столько на пропагандистскую работу, сколько на существующее в то время колониальное право и давление военной силы. Не случайно в условиях войны Америки за независимость эмоционально окрашенные политические баталии оказались более плодотворными, нежели сражения с использованием огнестрельного оружия. Историки американской революции приво¬дят такой факт: однажды, услышав стрельбу британцев под Лексинг¬тоном, исполненный творческой энергии Адаме многозначительно воскликнул: «О, какое же это славное утро!». Он и его друзья-пропагандисты не упустили шанса, чтобы нанести еще одно мораль¬но-политическое поражение своим противникам.
Следующим важным этапом в развитии инструментария паблик рилейшнз в США стал период создания американской конституции. Борьба вокруг нее, как известно, развернулась между федералистами и их противниками. Она велась на страницах прессы в виде статей, памфлетов и произведений других литературных жанров с целью
54
убедить публику в необходимости ратификации конституции. Аме¬риканские политические лидеры Александр Гамильтон, Джеймс Медисон и Джон Джей, взяв общий псевдоним Паблиус, писали и рас¬сылали в ведущие редакции газет пламенные воззвания в поддержку конституции. Все эти письма (а их было 85) впоследствии были из¬даны как единый документ под названием «Письма федералиста». Они и в наше время используются для интерпретации положений американской конституции.
Раскрывая содержание этих пропагандистских усилий основате¬лей американской демократии как одного из примеров наиболее удачных связей с общественностью, американский историк Аллан Нэвинс писал: «Достижение общенационального одобрения консти¬туции явилось по сути делом паблик рилейшнз, и Гамильтон, с его острым инстинктивным пониманием ситуации, заботясь о конститу¬ции, учитывал молчаливую покорность мыслящих людей; поэтому он и делился с ними своими мыслями... Раз необходимость в консти¬туции встала перед страной, быстрота, с которой незамедлительно начал действовать Гамильтон, явилась прекрасной иллюстрацией хо¬роших связей с общественностью. Он отдавал себе отчет в том, что если в мыслях людей образуется вакуум, его заполняют невежество и глупые мысли. Нельзя терять время, предоставляя точные факты и обоснованные идеи» (Nevins Allan. The Constitution Makers and the Public, 1785—1790. — N.Y.: Foundation for Public Relations and Education, 1962. — P. 10).
После принятия конституции борьба вокруг нее не утихла, осо¬бенно по вопросам прав личности, защиты ее от посягательств пра¬вительственных учреждений. Подготовленные Медисоном первые десять поправок к конституции под общим названием «Билль о пра¬вах» были одобрены в 1791 году. Эти поправки имели чрезвычайное значение для становления паблик рилейшнз как профессиональной системы. Американские историки утверждают даже, что «Билль о правах», на основании которого гражданину гарантировались поли¬тические права и свободы, можно считать своеобразной ратифи¬кацией практики паблик рилейшнз.
В этом кроется великая истина. Вот почему смело можно сделать вывод: только в обществе, где личность пользуется всей гаммой гражданских прав и свобод, где человек воспринимается как инди¬видуальность, на поступки которой можно повлиять лишь по¬ощрением, убеждением, личной заинтересованностью, а не при-
55
казом или подчинением тотальной воле государства или коллек¬тива, только там и тогда возникает историческая потребность в новой атмосфере отношений между людьми, между государст¬вом и гражданами, между организацией и общественностью, то есть объективная необходимость в развитии профессионального института паблик рилейшнз.
Институционализация паблик рилейшнз в США
Развитие эмпирической практики связей с общественностью и становление паблик рилейшнз как профессии особого размаха дос¬тигли в США в XIX ст. С середины прошлого столетия паблик ри¬лейшнз как общественный феномен, подготовленный условиями предыдущего этапа исторического развития демократических основ американского общества, достигают определенности, приобретая от¬носительную самостоятельность и свойственные им специфические черты.
Непосредственным предшественником паблик рилейшнз в их со¬временном понимании считается развитие пресс-посредничества, олицетворением которого выступал пресс-агент. Наиболее извест¬ными представителями этого вида деятельности в первой половине минувшего столетия были Амос Кендалл и Финес Барнум. Их имена выделяются не случайно. Ведь они оказались связанными с опреде¬ленными вехами в становлении паблик рилейшнз как самостоятель¬ного общественного явления.
...В конце 20-х — начале 30-х годов XIX века президентом США избрали Э.Джексона — обычного человека, выходца из народа. Но обстоятельства сложились так, что недостаточно опытному в вопро¬сах политики, социальной теории и коммуникации Э.Джексону ока¬залось не под силу самостоятельно оформлять свои идеи и разъяс¬нять смысл собственных политических действий. Президенту был необходим специалист, который бы соответствующим образом вы¬полнял эту работу, помогая ему подавать себя Конгрессу и всей об¬щественности в определенной «упаковке».
Джексон успешно работал на своем высоком посту благодаря умелому влиянию на общественность, осуществляемому им по под¬сказке «кухонного кабинета» во главе с А.Кендаллом, в прошлом — журналистом по специальности. В качестве ближайшего помощника президента Кендалл был для него и витриной, и советником, и фак¬тическим составителем речей, и публицистом. По советам «кухонно-
56
го кабинета» готовились разнообразные акции влияния на общест¬венное мнение. Почерк Кендалла — талантливого коммуникатора, знатока общественного мнения — можно было заметить и во время избирательной кампании Джексона, и в стратегии его уже как прези¬дента США.
Собственно Амос Кендалл стал первым в истории становления паблик рилейшнз пресс-секретарем президента. Правда, в штате Бе¬лого дома в те времена такая должность не предусматривалось. Офи¬циально ему приходилось занимать кресло четвертого аудитора Ми¬нистерства финансов. Мы подчеркиваем это обстоятельство с единой целью — показать, что в первой четверти XIX ст. профессия пиэрме¬на (а пресс-секретарство — одна из составных частей этой специаль¬ности) еще не институционализировалась официально.
Если верить довольно распространенной в американской литера¬туре точке зрения, в те времена пионерами пресс-посредничества вы¬ступали бродячие цирки и театральные труппы, нанимавшие специа¬листов, нередко из числа бывших журналистов. В обязанность им вменялось любыми способами обеспечивать хорошую прессу и, ес¬тественно, хорошую кассу. В арсенале «любых» средств числились контрамарки репортерам как прозрачный намек на характер обрат¬ной услуги, ожидавшейся от них, или же, наоборот, угроза забрать из газеты заказ на объявление (рекламу), если та напечатает что-либо нежелательное о спектакле. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz