Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


74
среде собственных работников, в отношениях с поставщиками, по¬требителями, отдельными общественными группами. Функция на¬лаживания таких связей и управление ими переходят в руки специа¬листов, которые уже используют и прессу, и другие каналы комму¬никации, однако не «чужие», а принадлежащие владельцу данной монополии. Так в штате крупных предприятий появляются пресс-агенты, а позже и отделы паблик рилейшнз.
В круг их обязанностей, помимо работы внутри корпорации с ее внутренним персоналом, теперь уже входило и налаживание посто¬янных связей с массовой прессой. Ведь только последняя способна быстро и на огромной территории распространять нужные для кор¬порации сообщения. Эти сообщения, причем в определенной «упа¬ковке», обдумывают, готовят и по определенной системе распро¬страняют специалисты из отделов паблик рилейшнз. Однако следует учитывать еще одно обстоятельство. В массовой прессе могут поя¬виться нежелательные для корпорации сведения. Поэтому необходи¬мы постоянные усилия, чтобы нейтрализовать не только саму веро¬ятность появления в прессе нежелательной информации, но и ее по¬следствия, раз уж она напечатана.
Скорее всего, именно так можно представить развитие новой по содержанию системы связей с общественностью, в данном случае системы паблик рилейшнз, с учетом роли массовой прессы в демо¬кратическом обществе. При этом, правда, не следует забывать, что средства массовой информации в таком обществе зачастую являются частной собственностью, а их хозяева имеют свои собственные инте¬ресы, не всегда совпадающие с интересами заинтересованной корпо¬рации. Так что и в этом смысле корпорациям была необходима спе¬циализированная и гибкая система, которая, уважая институт собст¬венности на средства информации, могла бы влиять на прессу, рас¬пространять через нее нужную данной монополии информацию. Та¬кой системой стали отделы паблик рилейшнз отдельных корпораций и самостоятельные фирмы, специализировавшиеся на связях с обще¬ственностью.
Развитие самостоятельных фирм паблик рилейшнз обусловлива¬лось еще одним специфическим обстоятельством, связанным с мас¬совой прессой. Дело в том, что стремление владельцев отдельных корпораций с помощью специалистов отделов связей с общественно¬стью защитить исключительно собственные интересы в борьбе с конкурентами часто приводило к нежелательным результатам. В хо-
75
де пропагандистских кампаний конкурентов-монополий на поверх¬ность всплывала вся «грязь» монополизированного капитала. На гла¬зах общественности в прессе разворачивались безобразные баталии, вскрывающие (вспомним «разгребателей грязи») антигуманный ха¬рактер монополизма. Это не могло не подрывать престиж священной частной собственности. Осознавая опасность такого поворота собы¬тий, монополии стремились усовершенствовать свой пропагандист¬ский аппарат для защиты общих интересов бизнеса. Именно для ней¬трализации неблагоприятного впечатления о частной собственности как таковой в США одна за другой возникают самостоятельные ор¬ганизации и фирмы паблик рилейшнз, призванные создавать благо¬приятный имидж свободных рыночных отношений. Таким образом, небольшие фирмы паблик рилейшнз, зародившиеся в США в начале XX века, со временем превратились в гигантские организации, об¬служивающие интересы большого бизнеса
Развитие института паблик рилейшнз стимулировалось также причинами политического порядка. Концентрация капитала и моно¬полизация обусловили установление специфических отношений ме¬жду государством и монополиями, государственными учреждениями и другими общественными институтами и, наконец, между самими этими институтами в их усилиях влиять на различные ветви государ¬ственной власти. Так называемые «группы интересов» в своем стремлении добиться выгодного им законодательства и правительст¬венных решений тоже должны были постоянно апеллировать к об¬щественному мнению. Вот почему растет потребность в организации разнообразных кампаний, а отсюда и необходимость иметь на служ¬бе специальный аппарат для их организации и эффективного прове¬дения. В этот аппарат начала вмонтировываться система паблик ри¬лейшнз. Американские исследователи постоянно подчеркивают пря¬мую зависимость между тенденцией дальнейшего роста «групп спе¬циального интереса» и развитием системы паблик рилейшнз. С акти¬визацией деятельности «групп интересов» неразрывно связано такое явление в американской политической жизни, как лоббизм, который никак не мог обойтись без опыта, науки и искусства паблик ри¬лейшнз.
И, наконец, еще одним доказательством политических причин развертывания системы паблик рилейшнз было то, что в условиях монополизации капитала государство пытается ограничить диктат монополий, ввести антимонопольное законодательство, сохранить
76
отдельные формы государственной собственности. Данная тенден¬ция, безусловно, определенным образом ущемляет господство моно¬полий, вследствие чего последние не могли не бороться против нее. Не случайно в числе первых организаторов гигантских пропаганди¬стских кампаний были железнодорожные и коммунальные корпора¬ции, то есть представители тех сфер, которые государство пыталось контролировать в первую очередь. Особенно активно эти компании развернули противоборство с государственными органами в 20-е го¬ды. Достаточно напомнить, что в США усилиями пиэрменов в защи¬ту частных коммунальных компаний только в декабре 1927 года бы¬ли распространены материалы с общим объемом около 26 тыс. газет¬ных полос.
Помимо политических, следует назвать и экономические причины развития системы паблик рилейшнз. Они, безусловно, и исторически, и по своему значению весомее политических. Концентрация капита¬ла, развитие массового производства приводили к перенасыщению рынка. Интересы конкурентной борьбы вынуждали владельцев мо¬нополий обращать пристальное внимание именно на рынок — тот сектор экономической активности капитала, где происходит его не¬посредственная встреча с потребителями. Но, поскольку массовое производство и затоваривание рынка, с одной стороны, и ограничен¬ность покупательной способности населения, с другой, как правило, вызывали кризисные явления, аладельцы капитала искали разнооб¬разные пути выхода из создавшегося положения. Именно в это время самостоятельной сферой научной и практической деятельности ста¬новится изучение рынка (Marketing).
Одновременно начинаются исследования и в сфере рекламы. Ин¬терес к ней возрастает в связи с необходимостью пробуждать уст¬ремления потребителя, что в свою очередь активизировало изучение его психологии. В центр исследовательской деятельности переме¬щаются такие психические явления, как «внимание», «мысленная ас¬социация», «внушение», «иллюзии», «психологические образы» и т.д. На передний план выходит так называемая «неценовая конку¬ренция» товаров, когда конкурентоспособность отдельных товаров возрастает не только вследствие реального улучшения их качества или снижения цены на них, но и в результате мнимого улучшения качества. То есть, для скорейшей реализации своего товара владелец стремится создать такую психологическую ауру вокруг него, что по¬вышенным спросом начинает пользоваться не безупречный по каче-
77
ству товар, а тот, о котором складывается общественное мнение как о безупречном, или тот, который воспринимается как эталон опреде¬ленного статуса человека, покупающего его. Составить такое пред¬ставление или, лучше сказать, внушить его потребителям становится задачей не только лишь рекламы, но и паблик рилейшнз. Специали¬сты этой области не случайно отмечают, что развитие массового производства и его спутников - паблисити и рекламы - во многом спо¬собствовало тому, чтобы вызвать к жизни систему паблик рилейшнз.
Глобализация паблик рилейшнз как профессиональной системы
Неотъемлемой составной частью развития системы паблик ри¬лейшнз стала организация ассоциаций и объединений специалистов по связям с общественностью. В частности, Общество паблик ри¬лейшнз Америки ведет свой отсчет с 1936 года, с момента образова¬ния ведущими практиками этой сферы Национальной ассоциации советников по паблик рилейшнз. В 1948 году ассоциация слилась с другой профессиональной организацией, основанной в 1939 году, — Американским советом по вопросам паблик рилейшнз, создав Обще¬ство паблик рилейшнз Америки. Наконец, в 1961 году произошло очередное слияние последнего с еще одной национальной ассоциа¬цией — Американской ассоциацией паблик рилейшнз. Название ос¬талось прежним — Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America). Это общество ныне насчитывает в сво¬их рядах около 15 тыс. членов и имеет более 100 отделений в различ¬ных городах США. Оно тесно связано с могущественной организа¬цией бизнеса—Национальной ассоциацией промышленников.
Помимо Общества паблик рилейшнз Америки, являющегося ор¬ганизацией общенационального масштаба, в США существуют спе¬циализированные (отраслевые) ассоциации специалистов по паблик рилейшнз, работающие в области образования, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и социального обеспечения, ре¬лигии, спорта и пр. Эти отраслевые общества и ассоциации осущест¬вляют исследовательскую работу, издают справочную и методиче¬скую литературу, проводят семинары, занимаются просветительской деятельностью. Собственные ассоциации паблик рилейшнз создают также представители отдельных рас и национальных меньшинств.
78 ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz