|
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
|
|
Верховной Радой не ставится. Отдельные попытки групп активных избирателей организовать отзыв своих депутатов также ни к чему не привели. Учитывая все это, можно сказать, что тут открывается без¬граничное поле деятельности для организации целенаправленного влияния на депутата, особенно тогда, когда этой работой будут умело дирижировать профессионально действующие лоббисты.
Третий круг возможностей организовать влияние на депутата связан с порядком освещения его деятельности средствами массовой информации. В соответствии с действующим украинским законода¬тельством о прессе средства массовой информации имеют право на получение любых сведений от государственных органов, объедине¬ний граждан, органов местной власти, руководителей учреждений, предприятий и организаций. Правда, если говорить о законодатель¬ных положениях, регламентирующих освещение деятельности от¬дельных депутатов, то они практически сводятся к минимуму.
Во-первых, в Законе о статусе народного депутата Украины гово¬рится лишь о том, что местная пресса должна объективно освещать отчеты и встречи депутата с избирателями.
Во-вторых, в Регламенте Верховной Рады только в общем виде отмечено, что в газете Верховной Рады публикуются сведения о не¬посещении депутатом сессии по неуважительным или неизвестным причинам и обнародуется вынесение депутату выговора за неэтичное поведение.
В-третьих, записано только, что в парламентской газете и ведомо¬стях Верховной Рады согласно регламенту должны публиковаться постановления по поводу запросов депутатов в правительство и Вер¬ховную Раду.
В этих обстоятельствах состояние дел можно изменить путем ор¬ганизации заинтересованных групп граждан (избирателей), активиза¬ции работы демократических партийных ячеек с целью наблюдения за деятельностью своих депутатов и, в случае необходимости, давле¬ния на них. Такая лоббистская по своему содержанию работа может быть направлена на обеспечение освещения в местной прессе отчетов депутата, обнародования в ней результатов поименного голосования, публикации материалов (возможных постановлений) в ответ на его запросы от имени граждан и организаций избирательного округа.
370
Еще один круг возможностей. Лоббирование следует рассмат¬ривать не просто как организованное давление на законодателей, а более масштабно. Известно, что одним из главных принципов функ¬ционирования демократического общества является открытость зако¬нотворческого процесса, создание благоприятных условий для уча¬стия в нем множества социальных групп и организаций. Именно бла¬годаря открытости законотворческого процесса, наличию активных граждан и групп давления (лоббистов), осознающих и организованно отстаивающих свое мнение и интересы, управление страной стано¬вится более демократичным. Ведь чем больше точек зрения, челове¬ческих позиций принимается во внимание законодателями, тем со¬вершеннее будет результат законодательной деятельности. Кроме то¬го, открытость законотворческого процесса предоставляет гражданам возможность удостовериться, что они являются непосредственными участниками самоуправления в самом широком его понимании. Ко¬гда граждане чувствуют себя неотъемлемой частью законотворческо¬го процесса, тогда возрастает не только положительное отношение к законам, но и готовность их выполнять. Граждане, не знающие, как возникло то или иное решение (закон), последствия действия которо¬го они не считают хорошими, склонны подозревать депутатов и пар¬ламент в коррупции и неэффективной работе.
Открытые политические режимы и системы управления всегда более эффективны, чем закрытые, так как социальные группы и их организации, в наибольшей степени затрагиваемые тем или иным за¬конопроектом, имеют возможность заявить о своих стремлениях и помочь в выработке необходимых решений. А эти группы зачастую могут лучше политиков знать, какие конкретные вопросы следует поднимать. К тому же никогда не следует забывать, что установление двусторонней связи между депутатом и избирателями является для первого эффективным путем сохранения своего парламентского мес¬та в будущем.
Законодатели, которым удается установить добрые отношения с заинтересованными организациями и их представителями (лоббиста¬ми), опираться на группы людей в процессе законотворчества, созда¬ют для себя дополнительные очаги поддержки. С другой стороны, группы людей (избирателей), которые осознают свои интересы и ор¬ганизованно отстаивают их (лоббируют), способны внимательно сле-
371
дать за действиями своих избранников и таким образом не позволять им отступать от предвыборных обещаний.
Далее попытаемся высказать некоторые соображения и советы от¬носительно лучшей организации разумного, построенного на здравом смысле влияния на депутатов Верховной Рады с целью отстаивания интересов тех или иных групп граждан и организаций.
Методы лоббирования
Нетрудно заметить, что лоббирование — это своеобразное искус¬ство влиять на других. Но как политическое явление оно намного ши¬ре и содержательнее. Лоббирование играет чрезвычайно важную роль в процессе законотворчества, помогая депутатам получать информа¬цию о таких специфических сферах жизни, о которых они не всегда хорошо осведомлены; глубже понять, какие последствия может иметь предложенный законопроект в случае его одобрения; узнать о том, как избиратели воспримут законодательный акт.
Роль лоббиста, стиль его деятельности, подход к делу зависят, как правило, от того, какую организацию он представляет и какая про¬блема стоит на повестке дня в законодательном органе. Здравый смысл подсказывает, что лоббисту следует придерживаться общепри¬нятых правил общения с людьми. То есть он должен быть вежливым, рассудительным, терпеливым, внимательным, признательным и реа¬листически мыслящим. Правда, временами ему приходится бывать и жестким, твердым, настойчивым и идейно нацеленным.
В зависимости от того, в пользу какой группы людей (избирате¬лей, общественной или политической организации, коммерческого учреждения или коалиции) действует лоббист, ему и необходимо вы¬страивать технику своей деятельности. Эта техника может приобре¬тать особенную окраску в зависимости от области законодательства, круга депутатов, с которым лоббисту придется общаться, от того, на¬сколько хорошо он знает их лично.
Для успешного выполнения своей роли лоббисту нужно четко оп¬ределить приоритеты, разработать стратегию деятельности. Но наи¬более существенное значение имеет то, насколько хорошо лоббист знает:
• ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294