Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Типы исследований общественного мнения
Одним из основных методов изучения общества, которым и ныне пользуются социальные науки, является наблюдение. Наблюдение дает возможность представителям гуманитарных наук углублять свои теоретические знания, понимание закономерностей поведения людей. На данном методе строятся и ПР-исследования. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенных типа ПР-исследований:
•
Социологические исследования. Их задача — выяснять ус¬тановки и мнения людей, то есть их соображения по по¬воду определенных субъектов.
•
Коммуникационный аудит. Его задача — осмысление не-согласованностей, возникающих при коммуникации ме¬жду руководством организаций и целевыми группами общественности. Руководители могут иметь некоторые предположения относительно правильности своих мето¬дов работы, используемых средств массовой информа¬ции, информационных материалов, посланий, тогда как общественность, на которую это все рассчитано, может подтвердить или опровергнуть данные предположения.
•
Неформальные исследования. К ним относятся накопле¬ние фактов, анализ различных информационных мате¬риалов и др., то есть методы, не требующие непосредст¬венного вмешательства в работу объектов исследования.
Каждый из этих типов исследований имеет свои особенности, преимущества и недостатки, о которых нужно знать и которыми нуж¬но уметь пользоваться современным специалистам по паблик ри¬лейшнз. Рассмотрим кратко лишь наиболее распространенные из них — социологические исследования.
172
Социологические исследования
Данный тип исследований широко применяется в сфере паблик рилейшнз. С его помощью можно изучать широкий круг социальных проблем, начиная с исследования ценностных ориентации населения, истолкования мнения общественности о кандидате на выборную по¬литическую должность и заканчивая опросами работников организа¬ции о каком-либо организационном мероприятии ее руководства Различают два общих типа социологических исследований:
1. Описательные (дескриптивные) исследования. Они дают воз¬можность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Такие исследования напоми¬нают рейтинговые, фиксирующие реальность в конкретный момент. Типичным примером их могут служить опросы общественного мне¬ния.
2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки. Проблемные или ана¬литические исследования нередко рассчитаны на получение ответа на вопрос «почему?»: Почему работники организации не доверяют об¬ращениям руководства? Почему избиратели не оценили платформу кандидата на выборах? Почему авторитет того или иного государст¬венного органа так низок? и пр.
Социологические исследования, в том числе и опросы обществен¬ного мнения, как правило, состоят из четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов. Поскольку со¬циологические исследования общественного мнения имеют принци¬пиальное значения для сферы паблик рилейшнз, остановимся на каж¬дом из этих элементов более подробно.
Выборка
Одна из главных задач исследователя общественного мнения за¬ключается в том, чтобы определиться, кого именно необходимо оп¬рашивать. То есть речь идет о выборке, представляющей собой ото¬бранную группу единиц опроса, призванную репрезентовать ту гене¬ральную совокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь. Эта репрезентативная выборка явля¬ется группой респондентов, в результате опроса которой будет собра-
173
на информация. Формирование выборки — дело непростое. Исследо¬ватель должен знать о скрытых ловушках, подстерегающих его в процессе формирования репрезентативной выборки и способных на¬рушить надежность собранных данных. К тому же результаты иссле¬дования чрезвычайно быстро устаревают вследствие мобильности на¬селения и происходящих в политической и экономической сферах изменений. Поэтому выборка должна формироваться быстро. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz