Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Эпоха Франклина Рузвельта: паблик рилейшнз в действии
Наиболее благоприятными для развития системы паблик ри¬лейшнз стали период «великой депрессии» 1929—1933 годов и эпоха «нового курса» президента Франклина Рузвельта, который вывел страну из этого глубочайшего кризиса Ф.Рузвельт и его советники усмотрели возможность выхода из экономической катастрофы во введении элементов государственного регулирования свободных ры¬ночных отношений. Это была ломка традиционно существующих американских ценностей, поэтому Рузвельту необходимо было разъ¬яснить суть своей политики и заручиться поддержкой населения.
Основным методом, выбранным для этого Рузвельтом, явилась терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, личного влияния. Он понимал, что достичь взаимопонимания с общественностью можно только пу¬тем объединения последовательной и неуклонной политики и усилий по информированию и убеждению общественности. И он делал это мастерски. По совету Люиса Гова — известного эксперта по вопро-
71
сам паблик рилейшнз — Ф.Рузвельт проектировал имидж уверенно¬го в себе и счастливого человека — именно этого недоставало рядо¬вым американцам. В знаменитых «радиобеседах у камелька» в про¬стой, доходчивой и интимной форме президент разъяснял соотече¬ственникам суть и необходимость своих реформ. Он всегда улыбался перед фотокамерами репортеров, его имя упоминалось в популярных песнях, он даже стал героем комедийного мюзикла. Огромную по¬мощь во всем этом президенту оказывала его жена Элеонора Руз¬вельт, которая по рекомендации Люиса Гова включилась в политиче¬ские дела и проводила большую работу среди женщин.
Нетрудно догадаться, что в это время заметно пошатнулась репу¬тация крупного бизнеса, и ее нужно было спасать. «Новый курс» американского президента, расширявший вмешательство государст¬ва в дела свободного рынка, был воспринят корпорациями как огра¬ничение прав частной собственности, что послужило поводом для разжигания борьбы монополий с государством при активном исполь¬зовании средств пропаганды. Такая могущественная американская организация, как Национальная ассоциация промышленников, про¬вела целый ряд ПР-кампаний под общим лозунгом «Спасение бизне¬са». И чем масштабнее становилась эта кампания, тем острее чувст¬вовалась потребность в пиэрменах.
В 1932 году уже известный нам Э.Бернайз советует руководству корпорации «Дженерал моторз» провести масштабную автовыставку и в ее рамках организовать три представительских завтрака на темы: «Новая технология производства», «Автомобиль и международное взаимопонимание», «Место автомобильной промышленности в де¬прессивной экономике». Все рекомендованные Бернайзом мероприя¬тия широко освещались в прессе. Более того, он предложил органи¬зовать широкомасштабную дискуссию «Наука и будущее», цель ко¬торой заключалась в том, чтобы в общественном сознании связать воедино прогресс с деятельностью «Дженерал моторз». Тут же воз¬никла еще одна идея — написать историю США как историю круп¬ных корпораций.
«Спасение бизнеса» осуществлялось пиэрменами не только с по¬мощью демонстрации достоинств крупных монополий. Оно проис¬ходило и в сфере сугубо политической. Примером этого может по¬служить ПР-кампания, организованная калифорнийской фирмой паблик рилейшнз «Уайтекер энд Бокстер».
72
Поскольку крупный бизнес считал «новый курс» Рузвельта с его стремлением ограничить стихию рынка уступкой социализму, угро¬зой со стороны коммунизма, делалось все возможное, чтобы проти¬востоять ему. В 1934 году во время избирательной кампании на пост губернатора штата Калифорния баллотировался Эптон Синклер, уже упоминавшийся нами активный «разгребатель грязи», критик капи¬талистического строя. Соперники Синклера были убеждены, что предвыборная программа писателя представляет опасность для большого бизнеса и американской демократии. Чтобы нанести пора¬жение Синклеру, ПР-фирма «Уайтекер энд Бокстер» применила ме¬тод, получивший название «подрывной риторики». Суть его в дан¬ном случае сводилась к переключению внимания общественности с содержания предвыборной платформы Синклера на его личные «не¬достатки». К таким «недостаткам» ПР-фирма отнесла высказывания писателя по вопросам религии, брака и коммунизма Из произведе¬ний писателя тщательно подбирались цитаты, содержащие угрозы демократии, затем был нанят художник, нарисовавший к ним кари¬катуры и комиксы. Под общим лозунгом «Пятна синклеризма» эта продукция через газеты распространялась по всему штату. В допол¬нение было отпечатано несколько листовок и памфлетов, где разво¬рачивалась эта тема В итоге писатель Эптон Синклер на выборах проиграл.
Примеров становления и развития системы паблик рилейшнз в США можно приводить множество. Но и упомянутые наглядно по¬казывают, что паблик рилейшнз как специфическая составляющая системы менеджмента прошла путь от стихийного пресс-пос¬редничества к образованию крупных самостоятельных фирм и от¬дельных подразделений в пределах корпораций и государственных органов, способных оказывать постоянное и целенаправленное влия¬ние на общественность.
Общие причины становления и развития паблик рилейшнз в США
Основываясь на вышеизложенном, целесообразно более обоб¬щенно остановиться на определенных глубинных причинах активно¬го развития системы паблик рилейшнз.
Как уже отмечалось, определяющим условием становления нового социального института связей с общественностью было формиро¬вание демократических основ общества, закрепление и расширение
73
прав человека и гражданина, постепенное создание равных возмож¬ностей в реализации человеческих потенций. Принцип разумного индивидуализма, права и свободы человека в условиях демократии требовали особого отношения к общественности, вынуждая институ¬ты экономической, политической и государственной деятельности искать поддержки со стороны широких слоев населения, достигать общественного консенсуса путем убеждения и заинтересования лич¬ности. Быстрее всего это стало внедряться в практику общественной жизни в тех странах, и прежде всего в Соединенных Штатах Амери¬ки, что были не обременены монархическими режимами, сословным делением общества, где принадлежность к тому или иному сословию заранее определяла и линию поведения человека, и отношение к не¬му, и заданные наперед возможности. Развитие свободного предпри¬нимательства, свободного рынка, особенно в республиканских демо¬кратиях, явилось именно той почвой, на которой начали прорастать потребности в специальной системе паблик рилейшнз.
Важнейшим стимулом развития паблик рилейшнз как системы стала концентрация и монополизация капитала. Новые условия ры¬ночных, как, впрочем, и многих других общественных отношений, возникавших в то время, требовали разработки специальных меха¬низмов их упорядочения. Одним из элементов такого упорядочения на стадии концентрации и монополизации капитала явилось появле¬ние массовой прессы. Ограниченная ранее функция распространения информации теперь становится доминирующей, вызывая к жизни но¬вые процессы.
Известно, что на домонополистических предприятиях, где еще сохранялись прямые традиционные связи владельцев с работниками, распространенной формой отношений был патернализм. Мелкий или средний владелец-бизнесмен ежедневно контактировал с работаю¬щим персоналом своего небольшого предприятия, не нуждаясь ни в услугах прессы, ни в систематическом вынесении своих связей с об¬щественностью далеко за пределы своих владений. Бизнесмен сам в процессе своей деятельности выполнял функции пиэрмена.
В период монополизации ситуация резко изменилась. Личные контакты владельца крупного предприятия с работающим персона¬лом уже невозможны, связи с ним обезличиваются, особенно учиты¬вая то, что монополист теперь оперирует во многих регионах страны. Однако разрывать эти связи тоже невозможно. Они необходимы для успешного ведения бизнеса, создания благоприятной атмосферы в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz