Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


— люди, которые в своей мотивации и самооцен¬ке ищут одобрения со стороны окружающих. Они хотят найти безо¬пасное место в жизни. Будучи неуверенными в себе, обладая незначи¬тельными экономическими, социальными и психологическими ре¬сурсами, старательные глубоко заинтересованы в чужом мнении и ищут поддержки у других. Деньги для старательных выступают ме¬рилом успеха, но поскольку их не хватает, они часто уверены, что жизнь у них не сложилась. Старательные импульсивны, легко впада¬ют в гнев. Многие из них стремятся шиковать. Они пытаются пере¬щеголять тех, кто имеет большие возможности, однако то, к чему они стремятся, выше их возможностей.
Испытатели и мастера, ориентированные на действие
Ориентированные на действие потребители отдают предпочтение тому, чтобы практически влиять на свое окружение. Испытатели де¬лают это главным образом дома и на работе. Мастера же поступают так в более широких масштабах. Оба типа—чрезмерно увлекающие¬ся люди.
Испытатели
— молодые, энергичные, полные энтузиазма, им¬пульсивные и бунтующие люди. Они ищут разнообразия и соблазнов, смакуют новое, идут против течения и рискуют. Находясь в состоя¬нии формирования жизненных ценностей и образцов поведения, они быстро зажигаются новыми планами и так же быстро остывают. На этом этапе своей жизни — это политически неграмотные, неосведом¬ленные и крайне амбивалентные по своим убеждениям люди. Испы¬татели объединяют абстрактное презрение к конформизму и власти с аутсайдерским благоговением перед богатством, престижем и силой других Их энергия находит выход в спортивных занятиях, досуге вне дома и социальной активности. Испытатели — ненасытные потреби¬тели, почти все свои средства тратящие на одежду, музыку, кино и видео.
Мастера — практичные люди, владеющие мастерством конст¬руирования и ценящие самостоятельность. Они замыкаются в рамках традиционных проблем семьи, практических занятий, физического
148
отдыха и мало интересуются происходящим за пределами этого. Мас¬тера познают мир, совершенствуя его, — строят дома, воспитывают детей, ремонтируют автомобили, консервируют овощи. При этом об¬ладают достаточным мастерством, имеют доход и наделены энергией для претворения в жизнь своих планов. Мастера — политически кон¬сервативны, подозрительно относятся к новым идеям, уважают госу¬дарственную власть, организованный труд, с негодованием отвергая посягательства государства на права собственности. Они не увлека¬ются материальными ценностями, исключение делают лишь для того, что имеет практическое и функциональное назначение (например, ин¬струменты, грузовики, рыболовные снасти и др.).
Борцы
Жизнь борцов ограничена. Хронически бедные, малообра¬зованные, низкоквалифицированные, без прочных социальных свя¬зей, стареющие, озабоченные своим здоровьем, они пассивны, зачас¬тую находятся на грани отчаяния. Как люди ограниченные, они не проявляют склонности к самоориентации, сосредоточены на преодо¬лении повседневных проблем. Главные их заботы — безопасность и осторожность. Борцы — осторожные потребители. Они представляют собой достаточно скромный рынок для большинства товаров и услуг, однако лояльно относятся к любимым маркам товаров.
Итак, особенность подхода к определению групп общественности, используемого в теории и практике паблик рилейшнз, заключается в том, что он преследует цель не просто выяснить ценностные ориента¬ции определенных слоев населения (на чем, собственно, и завершают свою работу социологи-эмпирики), а с учетом этих и других данных социально-психологического содержания разработать стратегию и тактику, реализовать программу, направленную в первую очередь на достижение взаимопонимания и взаимодействия организации и об¬щественности, влияющей или способной повлиять на организацию (в данном случае — стать потребителем ее товаров и услуг). Не случай¬но поэтому психографические характеристики людей и особенно об¬щественное мнение рассматриваются специалистами по паблик ри¬лейшнз, с одной стороны, как исходная информация, помогающая оценить работу организации, определить эффективность линии ее по¬ведения, а с другой, что самое главное, — как ориентиры влияния в желаемом для организации направлении.
149
Определение целевых групп общественности
В системе паблик рилейшнз определение групп общественности для целенаправленного влияния, как правило, выполняют ПР-практики. У них группы общественности носят абстрактные названия, которыми из прагматических соображений удобнее пользоваться при планировании программ (не удивительно поэтому, что в теории и практике паблик рилейшнз существует такое множество основ, на ко¬торых строится типология общественности). Ведь ответственным за планирование нужно определенным образом идентифицировать (дать название) те или иные группы общественности, чтобы потом сформу¬лировать цели, стратегию и тактику реализации ПР-программы. Но хотя присвоенные группам общественности названия в основном аб¬страктны, они, как правило, имеют четкие соответствия в социальной реальности.
Наиболее общей, хотя и наименее полезной абстракцией с точки зрения потребностей ПР-практики является понятие «общественность в целом». Распоряжайся практики паблик рилейшнз неограниченны¬ми материальными ресурсами, они бы наверняка вообще отказались от подобной абстракции и имели бы дело исключительно с конкрет¬ными индивидами. Однако такая ситуация маловероятна Поэтому, отказываясь от слишком общих абстракций, они стремятся иметь де¬ло с определением конкретных групп общественности, хотя и тут не могут преодолеть привычку к некоторой степени абстрагирования, выработавшейся в лексике практиков-пиэрменов.
Распространенные в практике паблик рилейшнз демографические подходы в определении групп общественности не всегда оказываются полезными для разработки стратегических ПР-программ. Ведь про¬стой перечень общих категорий потенциальных ключевых групп об¬щественности не содержит исчерпывающей информации для тех, кто разрабатывает и реализует эти программы. Такой перечень почти ни¬чего не говорит им о том, как именно люди каждой из общих катего¬рий воздействуют на проблемную ситуацию и организацию или же как они подпадают под влияние последних.
Например, такие ключевые категории общественности, как наем¬ные работники, акционеры, выпускники вузов, потребители, община, правительственные организации и т.д., могут содержать в себе то, что Джеймс Груниг называет «необщественностью, латентной общест-
150
венностью, осведомленной общественностью и активной обществен¬ностью». (См.: Excellence in Public Relations and Communication Management /Ed. by James E.Grunig. — P. 127). Что же имеет в виду Д. Груниг? ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz