Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Оценка хода реализации ПР-программы
В большинстве случаев это именно тот этап, когда пиэрмены про¬водят наиболее активную оценочную работу. Она, как правило, вклю¬чает практическое использование отобранных (уже в определенной мере упоминавшихся выше) на предварительном этапе критериев и методов, включающих подсчет количества напечатанных публика¬ций; распространенных пресс-релизов; статей, помещенных в печат¬ных средствах информации; читателей, телезрителей, радиослушате¬лей (потенциальных и реальных). В целом не существует каких-то особых трудностей, которые бы не давали возможности подсчитать объем колонок печатного текста в газетах, количество минут звучания сообщений в эфире, количество присутствующих во время проведе¬ния тех или других мероприятий, узнать их общие впечатления и др. Основной предпосылкой успешного выполнения такой работы вы¬ступает, во-первых, постоянное отслеживание разнообразных каналов массовой информации и, во-вторых, постоянное ведение записей хода реализации программы. Лишний раз подчеркнем, что без полной до¬кументации и оценки информационных и деятельностных состав¬ляющих выполнения программы очень трудно контролировать, что сработало, а что нет, и почему.
Теперь подробнее рассмотрим критерии и некоторые методы оцен¬ки коммуникационной составляющей реализации ПР-программы.
Процесс оценки в данном случае начинается с ведения полных за¬писей количества подготовленных или распространенных сообще¬ний. Тут учитываются все письма, пресс-релизы, объявления и другие
283
типы подготовленных и разосланных печатных материалов. Должна также вестись регистрация количества произнесенных речей, выступ¬лений по радио и телевидению и другого рода экспонирований. Та¬кие записи дают возможность убедиться, что программа реализуется именно так, как планировалось, и фиксировать, все ли работает так, как предусматривалось. В случае обнаружения неудовлетворитель¬ных результатов можно сделать ретроспективный анализ записей и внести коррективы в дальнейший ход реализации программы.
Сколько бы ни было создано и разослано сообщений, но только то их количество, которое распространили средства массовой информа¬ции, определяет, имели ли целевые группы общественности возмож¬ность ознакомиться с ними. Видеоклипы и радиовыступления давно уже используются как свидетельства того, какая часть подготовлен¬ных пресс-релизов и других сообщений была фактически использо¬вана средствами массовой и каналами специальной информации. Это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку, если говорить обоб¬щенно, можно готовить бесконечное множество сообщений, но если они по разным причинам не появятся в эфире или на полосах газет (особенно в неконтролируемых средствах коммуникации), то имеют¬ся все основания сделать вывод, что данная работа оказалась бес¬плодной, так как эти сообщения не могли оказать ожидаемого влия¬ния на общественность.
Следующим шагом в процессе реализации программы будет оп¬ределение количества представителей целевой общественности, по¬лучивших сообщения. В данном случае следует четко различать две категории аудиторий: общая и эффективная аудитории. Общая ау¬дитория охватывает всех потенциальных читателей, слушателей, зри¬телей или посетителей, которые могли узнать о сообщении. Эффек¬тивная аудитория включает только тех, кто принадлежит к целевым группам общественности и на кого специально рассчитано сообще¬ние. Пиэрмены редко когда обращают внимание на общее количество членов аудитории. Для корректной оценки хода выполнения про¬граммы значение имеет прежде всего состав нужной аудитории. На¬пример, кандидат на выборную должность местного масштаба может гордиться тем, что публикация о нем появилась в престижной цен¬тральной прессе, однако для выполнения программы влияния именно на местный электорат это мало что дает.
284
Другими словами, нужно очень осторожно относиться к подсче¬там размеров общей или потенциальной аудитории. Вероятно, почти никто не поверит, что свидетельством эффективности выполнения местной ПР-программы могут быть миллионы потенциальных слу¬шателей или зрителей, разбросанных к тому же по всей стране. Но, что очень важно, напрашивается другой вопрос: какая же именно часть общественности, которая потенциально могла слышать или ви¬деть сообщение, фактически обратила на него внимание?
Поэтому третьим шагом в процессе оценки реализации програм¬мы является определение количества людей, которые фактически уз¬нали о содержании сообщения. Для этого используются разнообраз¬ные методы исследования круга читателей, слушателей и зрителей, к которым поступило определенное сообщение. К примеру, сущест¬вующие обследования круга читателей позволяют определить, сколь¬ко людей читает, что и как много они читают, а также кто читает, а кто — нет. То же самое позволяют сделать и исследования аудиторий электронных средств информации.
Широко известной технологией исследования, применяемой для ранжирования читателей печатных изданий, является метод их рас¬познавания, предложенный Даниэлем Старчем. В результате подоб¬ных исследований читатели делятся на три уровня. Читатели, кото¬рые замечают, — это те, кто легко припоминает, что видели реклам¬ное объявление. Ассоциированные читатели — они помнят еще и имя рекламодателя. Всечитающие читатели — те, кто утверждает, что прочитали по меньшей мере половину текстового материала и го¬товы вспомнить значительную его часть, чтобы это доказать. Данный метод называется «припоминание по подсказке», поскольку респон¬дентам показывают рекламу или иной печатный материал, а затем спрашивают, в состоянии ли они их вспомнить. (См. Cutlip S.M., Center A.H., Broom G.M. Effective Public Relations. — P. 424).
При исследовании радио- и телеаудитории пользуются следую¬щими четырьмя основными методами:
1.
Дневник. Для использования метода дневника нужно, чтобы кто-нибудь из членов семьи (один или несколько) постоянно вел подробные записи всего услышанного по радио и увиден¬ного по телевидению. Результаты последних исследований свидетельствуют, что этот метод не лишен некоторого эле-
285
мента предвзятости, поскольку согласившиеся участвовать в таком исследовании могут существенно отличаться от тех, кто не выступает в роли респондентов (участники исследования часто хотят выглядеть лучше, чем они есть при обычных об¬стоятельствах).
2.
Электронный счетчик. Метод счетчика позволяет вести электронные записи пользования домашними радио- и теле¬приемниками, фиксировать волны, каналы и время в течение суток. Такие данные автоматически поступают в центральный компьютер по телефонным сетям. Данный метод использует¬ся в некоторых городах, когда необходимо определить еже¬дневный рейтинг популярности основных телевизионных программ. Главная проблема, возникающая при использова¬нии этого метода, заключается в том, что счетчик не может надежно зафиксировать, кто именно (один человек или не¬сколько) смотрит телевизор или слушает радио. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz